Предлагаемое регулирование цифровых валют и цифровых финансовых активов не отвечает потребностям рынка

Только от нас зависит будущее криптовалют в России
Проект поддержало 3162 человека
Что случилось?

Новые законы усложняют использование криптовалют в России и тормозят развитие рынка распределенных финансов.

За недекларирование операций с криптовалютами вводится административная и уголовная ответственность, от штрафов до тюремного срока.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закон N259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Закон о ЦФА"). На рассмотрении находятся еще 4 законопроекта, дополняющие Закон.

Что мы предлагаем

Налаживание конструктивного диалога с представителями государственных органов Российской Федерации на предмет изменения предлагаемых законов в положительную сторону, с целью создания благоприятного делового климата и внедрения по-настоящему адекватного и продуманного законодательного регулирования оборота ЦФА и цифровых валют, с учётом интересов всех сторон в связке "государство – граждане – бизнес";

Информирование всех участников крипто сообщества об изменениях в принимаемых законах, регулирующих оборот ЦФА и цифровых валют в Российской Федерации;

Повышение финансовой и правовой грамотности граждан Российской Федерации при работе с ЦФА и цифровыми валютами, в том числе, совместно с государством.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закон N259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее "Закон о ЦФА"). Закон устанавливает определения цифровых финансовых активов (далее "ЦФА") и цифровых валют, а также "оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов" и "оператора обмена цифровых финансовых активов". В настоящее время на рассмотрении Министерства Экономического Развития, отвечающего за процедуру оценки регуляторного воздействия (ОРВ), и Государственной Думы Российской Федерации находятся 4 законопроекта, дополняющие Закон и устанавливающие дополнительное регулирование.

Свернуть

Проект Федерального Закона №1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", был принят Государственной Думой Российской Федерации в 1-м чтении;

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108945 "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" проходит процедуру ОРВ (оценка регулирующего воздействия);

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108949 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" проходит процедуру ОРВ;

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108952 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" проходит процедуру ОРВ.

Недостатки текущего подхода
1
Принимаемые законы порождают правовую неопределенность
Положения Закона, в частности, определения "цифровых финансовых активов", “цифровых прав”, "цифровых валют", "оператора обмена цифровых финансовых активов" не позволяют точно квалифицировать какие-либо цифровые активы (в частности, внутрисистемные токены, криптобиржи, децентрализованные криптовалюты) как явно подпадающие под соответствующие определения, что порождает правовую неопределенность. Закон не содержит условий для работы операторов обмена цифровых валют и легального оборота криптовалют в России.
2
Принимаемые законы не учитывают сложившуюся мировую практику и законодательный опыт других юрисдикций
Принимаемые законы не учитывают давно сложившуюся мировую практику в отношении, в том числе, классификации различных типов цифровых активов. Например, Закон не делает никакой разницы между различными типами токенов и различными типами криптовалют. Таким образом, отсутствует единый подход к обороту цифровых активов.
3
Судебная защита доступна владельцам цифровых валют только после их декларации
Фактически, владельцы криптовалют оказываются вне закона, что прямо нарушает п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 14 закона “О ЦФА” устанавливает, что если гражданин РФ не задекларировал принадлежащую ему цифровую валюту, и она была каким-либо образом украдена, произвести возврат в судебном порядке данного актива будет невозможно. Согласно принятому закону, криптовалюта была признана имуществом. Однако, ни один тип имущества, кроме криптовалют, не охраняется гражданским законодательством под отлагательным условием.
4
Цифровые валюты не могут быть использованы в качестве оплаты товаров, работ и услуг
В настоящее время финансовый блокчейн сектор признан одним из перспективных направлений в цифровой экономике, и соответствующие решения активно интегрируются в экономику ведущих стран. В то время, как остальные страны стараются эффективно интегрировать криптовалюты в свою экономику (например, в швейцарском кантоне Цуг с 2021 года можно платить налоги в криптовалюте), российский Закон прямо запрещает использование криптовалют для любых расчётов за товары, работы и услуги. Согласно предлагаемым поправкам в Административный Кодекс Российской Федерации, если цифровая валюта использовалась в качестве средства платежа за товары, работы или услуги, то на граждан налагается штраф до 200,000 рублей, на юридических лиц — до 1 млн. рублей. При этом, во всех случаях происходит изъятие предмета административного правонарушения – то есть, самой цифровой валюты. Это противоречит первоначальному назначению криптовалюты, созданной как простой инструмент платежа, доступный для использования любому человеку.
5
Рассматриваемые поправки в кодекс об административных нарушениях предусматривают введение существенных штрафов за нарушение закона
Потенциальный административный штраф в 500 тыс. руб. для физических лиц отрицательно влияет на климат в криптосообществе, и информация о его скором введении уже начала приводить к формированию серой экономики. Рассматриваемые уже во втором чтении Государственной Думой поправки в Налоговый Кодекс предполагают, что в случаях, когда лицом не были предоставлены данные о владении криптовалютой и операциях с ней в налоговую, на него будет наложен штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм (либо поступления цифровой валюты лицу, либо от суммы списания цифровой валюты), а неуплата или неполная уплата налога на цифровую валюту и операции с ней предусматривает штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога.
6
Рассматриваемые поправки в уголовный кодекс предусматривают лишение свободы до 3-х лет за непредоставление отчётности
Согласно предлагаемым поправкам в Уголовный Кодекс, уголовная ответственность может быть наложена за систематическое (за два и более отчетных периода) нарушение обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, путем непредставления такого отчета или включения в отчет заведомо ложных сведений, совершенное в крупном (15 млн. руб.) и особо крупном (45 млн. руб.) размерах. Это выделяет цифровые валюты из других видов налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 199 УК РФ.
7
Крайне низкий порог для обязательного декларирования и подачи отчётности
Согласно предлагаемым поправкам в Налоговый Кодекс, годовой порог, после превышения которого необходимо подавать отчётность в Федеральную Налоговую Службу, является крайне низким и составляет 600 тыс. руб. С учетом высокой волатильности цифровых валют, данный порог не соответствует специфике рынка. Более того, именно ФНС должна оценивать рыночную стоимость криптовалют, и с учётом волатильности представляется, что такая оценка может не соответствовать действительности.
8
Полное отсутствие налоговых льгот для блокчейн сектора
Отсутствие государственной поддержки в виде налоговых и иных льгот, практикуемой в некоторых юрисдикциях в отношении перспективных отраслей, и сложное регулирование блокчейн сектора в России, окажет отрицательное влияние на развитие рынка. При этом, ЦФА и цифровые валюты как имущество, а также операции с ними, с высокой долей вероятности будут облагаться налогом на прибыль (24%) или НДФЛ (13%).
Присоединиться к проекту и подписать обращение

    Нас поддерживают
    Поддержите нас
    Перевод с карт Сбербанка
    Чтобы сделать пожертвование, скопируйте номер карты и воспользуйтесь сервисом Сбербанк-онлайн. Комиссия составит 1%, если ваша карта открыта не в Москве или Московской области. Номер карты Сбербанка:
    XXXX XXXX XXXX XXXX
    Сбербанк-онлайн
    Перевод с банковских карт
    Перевод с банковской карты можно сделать через сервис card2card. Ваш банк может взимать комиссию за перевод. Скопируйте номер карты и воспользуйтесь любым card2card сервисом, например, от Тинькофф Банка. Номер карты:
    XXXX XXXX XXXX XXXX
    Перевод
    Bitcoin
    Анонимный и безопасный перевод как для отправителя, так и для получателя. Биткойны можно приобрести на бирже Bitcoin:
    XxXxXxXXXXxxXXXXxX
    Bitcoin