The proposed regulation of digital currencies (cryptocurrencies)
and digital financial assets does not meet market needs.
The future of cryptocurrencies in Russia depends only on us.
Project supported by 218 people
Current situation

New laws complicate the use of cryptocurrencies in Russia and slow down the development of the distributed finance market.

Administrative and criminal liability from fines to jail time is introduced for failing to declare cryptocurrencies and operations with it.

On January 1, 2021, Federal Law N259-FZ "On Digital Financial Assets, Digital Currencies and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (the "DFA Law") came into force. Four additional bills supplementing the Law are currently being considered.

What we offer

Establishing the dialogue with representatives of the Russian Federation government authorities with respect to changing the proposed laws in a positive direction, in order to create a favorable business climate and introduce a truly adequate and well-developed regulation of digital financial assets and digital currencies circulation, taking into account the interests of all parties in the "state - citizens - business " formula;

Informing all members of the crypto community about changes in the adopted and future laws governing circulation of digital financial assets and digital currencies in the Russian Federation;

Improving the financial and legal literacy of citizens of the Russian Federation when working with digital financial assets and digital currencies, including in cooperation with government.

Disadvantages of the current approach
1
Enacted laws create legal uncertainty
Provisions of the Law, in particular, the definitions of "digital financial assets", "digital rights", "digital currencies", "operator of the exchange of digital financial assets" do not allow precise qualification of specific digital assets (i.e. system or utility tokens, crypto exchanges, decentralized cryptocurrencies ) as clearly falling under the relevant definitions, which gives rise to legal uncertainty. The Law does not contain conditions for the operation of digital currency exchange operators and legal circulation of cryptocurrencies in Russia.
2
The adopted laws do not take into account the established global practices and legislative experience of other jurisdictions
The adopted laws do not take into account the long-established global practices in relation to, among other things, classification of various types of digital assets. For example, the Law does not establish any difference between various token and cryptocurrency types. There is no uniform approach to circulation of these digital assets.
3
Legal protection is available to digital currencies owners only upon declaration
In fact, the owners of cryptocurrencies are outlawed, which directly violates clause 1 of Art. 46 of the Russian Federation Constitution, according to which everyone is guaranteed judicial protection of their rights and freedoms. Article 14 of the DFA Law establishes that if a citizen of the Russian Federation has not declared his/her digital currencies, and it has been somehow stolen, it will be impossible to return this asset in court. According to the adopted law, cryptocurrency is recognized as property. However, not a single type of property, except for cryptocurrencies, is protected by civil law under a suspensive condition.
4
Digital currencies cannot be used to pay for goods, work and services
Currently, the financial blockchain sector is recognized as one of the most promising areas of the digital economy, and relevant solutions are being actively integrated into the leading countries’ economies. While the rest of the world countries are trying to effectively integrate cryptocurrencies into their economy (for example, as of 2021 the Swiss canton of Zug allows paying taxes in cryptocurrency), the Russian law explicitly prohibits the use of cryptocurrencies for any payments for goods, works and services. According to proposed amendments to the Russian Federation Administrative Offences Code, if digital currency was used as a means of payment for goods, works or services, then fines of up to 200,000 rubles may be imposed on individuals, and up to 1 million rubles - on legal entities. In almost all such instances, the item of administrative offence – that is, digital currency - is subject to confiscation by the government authorities. This contradicts the original purpose of cryptocurrency, which was created as a simple payment instrument available for anyone to use.
5
Pending amendments to the Code of Administrative Offenses introduce significant fines for violations of the law
The potential administrative fine of 500 thousand rubles for individuals negatively affects the climate in the crypto community, and information on its introduction in the nearest future has already begun to lead to formation of a gray economy. The amendments to the Tax Code, considered already in the second reading by the State Duma, suggest that in cases where a person has not provided data on the ownership of cryptocurrency and transactions with it to the tax authorities, he will be fined 10% of the largest of the two amounts (or receipts digital currency to a person, or from the amount of digital currency debited), and non-payment or incomplete payment of tax on digital currency and transactions with it provides for a penalty of 40% of the amount of unpaid tax.
6
Pending amendments to the Criminal Code introduce a 3-year jail sentence for failing to file cryptocurrency-related tax reports
According to the proposed amendments to the Criminal Code, criminal liability may be imposed for a systematic (for two or more reporting periods) violation of the obligation to submit to the tax authorities a report on transactions (civil transactions) with digital currency and the balances of the specified digital currency, by failing to submit such report or the inclusion of deliberately false information in the report, committed in large (15 million rubles) and especially large (45 million rubles). This distinguishes digital currencies from other types of tax crimes, liability for which is provided for in Art. 199 of the Criminal Code of the Russian Federation.
7
Extremely low threshold for mandatory declaration and reporting of operations with cryptocurrencies
According to the proposed amendments to the Tax Code, the annual threshold, after exceeding which it is necessary to submit reports to the Federal Tax Service, is extremely low and amounts to 600 thousand rubles. Given the high volatility of digital currencies, this threshold does not correspond to the specifics of the market. Moreover, it is the FTS that should assess the market value of cryptocurrencies, and given the volatility, it seems that such an assessment may not correspond to reality.
8
Complete lack of tax incentives for the blockchain sector

The lack of government support in the form of tax and other benefits, practiced in some jurisdictions in relation to promising industries, and the complex regulation of the blockchain sector in Russia will have a negative impact on the market development. At the same time, it is very likely that DFA and digital currencies as property, as well as operations with them, will be subject to income tax (24%) or personal income tax (13%).

It is in our interests to convey the voice of the entire Russian crypto community to those who make decisions. The results of public and expert discussions after their completion will be sent to the Central Bank, the Ministry of Finance, the State Duma Committee on the Financial Markets and other persons involved.

Join the project and sign the petition

    We are supported by:

Предлагаемое регулирование цифровых валют и цифровых
финансовых активов не отвечает потребностям рынка.
Только от нас зависит будущее криптовалют в России
Проект поддержало 230 человек
Что случилось?

Новые законы усложняют использование криптовалют в России и тормозят развитие рынка распределенных финансов.

За недекларирование операций с криптовалютами вводится административная и уголовная ответственность, от штрафов до тюремного срока.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закон N259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("Закон о ЦФА"). На рассмотрении находятся еще 4 законопроекта, дополняющие Закон.

Что мы предлагаем

Налаживание конструктивного диалога с представителями государственных органов Российской Федерации на предмет изменения предлагаемых законов в положительную сторону, с целью создания благоприятного делового климата и внедрения по-настоящему адекватного и продуманного законодательного регулирования оборота ЦФА и цифровых валют, с учётом интересов всех сторон в связке "государство – граждане – бизнес";

Информирование всех участников крипто сообщества об изменениях в принимаемых законах, регулирующих оборот ЦФА и цифровых валют в Российской Федерации;

Повышение финансовой и правовой грамотности граждан Российской Федерации при работе с ЦФА и цифровыми валютами, в том числе, совместно с государством.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закон N259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее "Закон о ЦФА"). Закон устанавливает определения цифровых финансовых активов (далее "ЦФА") и цифровых валют, а также "оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов" и "оператора обмена цифровых финансовых активов". В настоящее время на рассмотрении Министерства Экономического Развития, отвечающего за процедуру оценки регуляторного воздействия (ОРВ), и Государственной Думы Российской Федерации находятся 4 законопроекта, дополняющие Закон и устанавливающие дополнительное регулирование.

Свернуть

Проект Федерального Закона №1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", был принят Государственной Думой Российской Федерации в 1-м чтении;

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108945 "О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" проходит процедуру ОРВ (оценка регулирующего воздействия);

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108949 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" проходит процедуру ОРВ;

Проект Федерального Закона № 02/04/10-20/00108952 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" проходит процедуру ОРВ.

Недостатки текущего подхода
1
Принимаемые законы порождают правовую неопределенность
Положения Закона, в частности, определения "цифровых финансовых активов", “цифровых прав”, "цифровых валют", "оператора обмена цифровых финансовых активов" не позволяют точно квалифицировать какие-либо цифровые активы (в частности, внутрисистемные токены, криптобиржи, децентрализованные криптовалюты) как явно подпадающие под соответствующие определения, что порождает правовую неопределенность. Закон не содержит условий для работы операторов обмена цифровых валют и легального оборота криптовалют в России.
2
Принимаемые законы не учитывают сложившуюся мировую практику и законодательный опыт других юрисдикций
Принимаемые законы не учитывают давно сложившуюся мировую практику в отношении, в том числе, классификации различных типов цифровых активов. Например, Закон не делает никакой разницы между различными типами токенов и различными типами криптовалют. Таким образом, отсутствует единый подход к обороту цифровых активов.
3
Судебная защита доступна владельцам цифровых валют только после их декларации
Фактически, владельцы криптовалют оказываются вне закона, что прямо нарушает п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 14 закона “О ЦФА” устанавливает, что если гражданин РФ не задекларировал принадлежащую ему цифровую валюту, и она была каким-либо образом украдена, произвести возврат в судебном порядке данного актива будет невозможно. Согласно принятому закону, криптовалюта была признана имуществом. Однако, ни один тип имущества, кроме криптовалют, не охраняется гражданским законодательством под отлагательным условием.
4
Цифровые валюты не могут быть использованы в качестве оплаты товаров, работ и услуг
В настоящее время финансовый блокчейн сектор признан одним из перспективных направлений в цифровой экономике, и соответствующие решения активно интегрируются в экономику ведущих стран. В то время, как остальные страны стараются эффективно интегрировать криптовалюты в свою экономику (например, в швейцарском кантоне Цуг с 2021 года можно платить налоги в криптовалюте), российский Закон прямо запрещает использование криптовалют для любых расчётов за товары, работы и услуги. Согласно предлагаемым поправкам в Административный Кодекс Российской Федерации, если цифровая валюта использовалась в качестве средства платежа за товары, работы или услуги, то на граждан налагается штраф до 200,000 рублей, на юридических лиц — до 1 млн. рублей. При этом, во всех случаях происходит изъятие предмета административного правонарушения – то есть, самой цифровой валюты. Это противоречит первоначальному назначению криптовалюты, созданной как простой инструмент платежа, доступный для использования любому человеку.
5
Рассматриваемые поправки в кодекс об административных нарушениях предусматривают введение существенных штрафов за нарушение закона
Потенциальный административный штраф в 500 тыс. руб. для физических лиц отрицательно влияет на климат в криптосообществе, и информация о его скором введении уже начала приводить к формированию серой экономики. Рассматриваемые уже во втором чтении Государственной Думой поправки в Налоговый Кодекс предполагают, что в случаях, когда лицом не были предоставлены данные о владении криптовалютой и операциях с ней в налоговую, на него будет наложен штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм (либо поступления цифровой валюты лицу, либо от суммы списания цифровой валюты), а неуплата или неполная уплата налога на цифровую валюту и операции с ней предусматривает штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога.
6
Рассматриваемые поправки в уголовный кодекс предусматривают лишение свободы до 3-х лет за непредоставление отчётности
Согласно предлагаемым поправкам в Уголовный Кодекс, уголовная ответственность может быть наложена за систематическое (за два и более отчетных периода) нарушение обязанности представлять в налоговые органы отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, путем непредставления такого отчета или включения в отчет заведомо ложных сведений, совершенное в крупном (15 млн. руб.) и особо крупном (45 млн. руб.) размерах. Это выделяет цифровые валюты из других видов налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 199 УК РФ.
7
Крайне низкий порог для обязательного декларирования и подачи отчётности
Согласно предлагаемым поправкам в Налоговый Кодекс, годовой порог, после превышения которого необходимо подавать отчётность в Федеральную Налоговую Службу, является крайне низким и составляет 600 тыс. руб. С учетом высокой волатильности цифровых валют, данный порог не соответствует специфике рынка. Более того, именно ФНС должна оценивать рыночную стоимость криптовалют, и с учётом волатильности представляется, что такая оценка может не соответствовать действительности.
8
Полное отсутствие налоговых льгот для блокчейн сектора
Отсутствие государственной поддержки в виде налоговых и иных льгот, практикуемой в некоторых юрисдикциях в отношении перспективных отраслей, и сложное регулирование блокчейн сектора в России, окажет отрицательное влияние на развитие рынка. При этом, ЦФА и цифровые валюты как имущество, а также операции с ними, с высокой долей вероятности будут облагаться налогом на прибыль (24%) или НДФЛ (13%).
Присоединиться к проекту и подписать обращение

    Нас поддерживают
    Поддержите нас
    Перевод с карт Сбербанка
    Чтобы сделать пожертвование, скопируйте номер карты и воспользуйтесь сервисом Сбербанк-онлайн. Комиссия составит 1%, если ваша карта открыта не в Москве или Московской области. Номер карты Сбербанка:
    XXXX XXXX XXXX XXXX
    Сбербанк-онлайн
    Перевод с банковских карт
    Перевод с банковской карты можно сделать через сервис card2card. Ваш банк может взимать комиссию за перевод. Скопируйте номер карты и воспользуйтесь любым card2card сервисом, например, от Тинькофф Банка. Номер карты:
    XXXX XXXX XXXX XXXX
    Перевод
    Bitcoin
    Анонимный и безопасный перевод как для отправителя, так и для получателя. Биткойны можно приобрести на бирже Bitcoin:
    XxXxXxXXXXxxXXXXxX
    Bitcoin