Соучредитель Ethereum Виталик Бутерин рассказал о прогрессе и будущем технологий EVM L2
Один из ключевых разработчиков криптовалюты Ethereum (ETH) Виталик Бутерин опубликовал статью. В ней он порассуждал о том, что текущее решение виртуальных машин 2-го уровня (EVM L2) в значительной степени зависит от EVM основной сети. Кроме того, специалист попытался объяснить, возможно ли в будущем сделать так, чтобы во встроенных ZK-EVM на L1 напрямую использовалась технология Rollups.
Виталик описал несколько возможных вариантов реализации. Он тщательно исследовал компромиссы, проблемы проектирования и причины отказа от принятия конкретных направлений. Русско-канадский программист отметил, что «протоколам EVM уровня 2 поверх Ethereum необходимо доверять большой базе кода. Если в ней есть ошибка, то они рискуют быть взломанными».
Такая ситуация, по мнению Бутерина, неприемлема. Многие проекты копируют функциональность, которая уже существует в Ethereum. Технология ZK-EVM по сути выполняет ту же работу, что и проверка блоков в сети 1-го уровня (L1). Разработчик отметил, что в течение следующих нескольких лет ожидается: «легкие клиенты» будут становиться все более мощными и дойдут до использования ZK-SNARK для полной проверки выполнения L1 EVM.
Бутерин подчеркнул, что функциональность, которую команды реализуют на L2, станет обрабатываться самим протоколом. Однако проекты 2-го уровня по-прежнему будут отвечать за многие важные функции.
Программист заверил, что «завершенность слота, скорее всего, замедлит работу на L1, в то время как на L2 пользователям уже доступны «предварительные подтверждения». Они подкреплены безопасностью уровня со временем задержки, намного меньшей, чем на L1».
Что касается «стратегии смягчения последствий MEV», то, по мнению Бутерина, можно использовать зашифрованные мемпулы. Выбор секвенсора также будет происходить на основе репутации, а еще можно реализовать другие функции, которые уровень 1 не готов исполнять.
Сети L2 способны включать «существенные расширения EVM, которые представляют значительную ценность для пользователей. Это подразумевает совершенно разные подходы, такие как поддержка WASM в Arbitrum Stylus и дружественный к SNARK язык Cairo». Наконец, Бутерин отметил, что крайне важным остается удобство использования сети для юзеров и разработчиков.