Майнинг в SLI-режиме
Уже в 1990-е годы для пользователей и разработчиков игр остро встал вопрос производительности видеокарт. Один графический ускоритель не справлялся с прорисовкой кадров. Для решения этой проблемы компания 3dfx создала технологию Scan Line Interleave, позволяющую объединять ресурсы двух устройств. Разработка не прижилась в игровой индустрии, как и майнинг в SLI-режиме, из-за ряда нюансов, которые важно учитывать.
История появления
В 1998 году компания 3dfx представила технологию Scan Line Interleave (чередование строчек). Она позволяет подключить к компьютеру сразу две видеокарты. В начале 2000-х пользователи увидели мощный скачок производительности. Прекратились лаги игр в разрешении 1024х768, а прорисовка кадров занимала на 50–70% меньше времени.
В 2001 году компанию и все ее разработки купила NVIDIA. Гигант обновил и улучшил технологию с учетом того, что в 2004-м производители материнских плат выпустили первые детали с шинами PCI-E. Тогда же SLI стал расшифровываться по-другому: Scalable Link Interface. Однако суть осталась та же — распределение задачи между двумя устройствами.
NVIDIA столкнулась с теми же недостатками, что и 3dfx. Среди них:
- Высокая стоимость комплекта. Пользователи вынуждены тратить более $600–1000 за мост и две видеокарты.
- Реальная производительность ниже номинальной. Максимальный прирост FPS в играх составлял до 50–60%. Однако в некоторых случаях технология приводила к падению производительности.
В результате режим не стал популярен ни у игроков, ни у разработчиков. Крупные студии (например, Ubisoft, Bethesda Softworks, Electronic Arts) не добавляли поддержку технологии в свои проекты, из-за чего пользователи не обнаруживали прирост FPS.
Приобретение по сути целесообразно только для любителей игр в 4К, когда разница становится ощутимой. К примеру, Battlefield в высоком разрешении начинает работать на 75% лучше, если поставить вторую видеокарту.
Что такое SLI
Эта технология позволяет распределить крупную задачу между двумя аппаратами. Она была актуальна во времена Pentium 4, когда одного устройства было недостаточно для отрисовки пикселей на экране. Если создатели CPU увеличили количество ядер для решения проблемы с нехваткой производительности, то в случае с GPU изучали перспективы SLI.
Особенности технологии
«Фишка» разработки в том, что она позволяет использовать 2–4 видеокарты для решения одной задачи. Это актуально для отрисовки пикселей, которая потребляет много ресурсов GPU. Чтобы объединить мощности, графические адаптеры подключают через специальные мосты.
Принцип работы
Уже на этапе создания технологии были обнаружены недостатки, которые в результате «убили» идею. Существуют два основных алгоритма SLI:
- Разделение кадра на части и параллельная обработка. Картинка «нарезается» на 2–4 кусочка и прорисовывается разными устройствами. Недостаток такого режима заключается в неравномерном распределении нагрузки. Если одна из частей кадра окажется слишком сложной и GPU потребуется больше времени, остальные карты будут простаивать.
- Чередующийся рендеринг. Более простой вариант, когда первый графический ускоритель отрисовывает четные кадры, а второй — нечетные.
В обоих случаях крупную задачу делят на части, чтобы повысить FPS. Из-за этого SLI в майнинге не используют. Криптографические задачи проще рендеринга кадров и не требуют жесткой последовательности, поэтому нет смысла объединять мощности устройств. Майнеру не нужно тратить деньги на покупку мостов и заниматься настройкой совместной работы аппаратов, чтобы увеличить хешрейт.
Виды SLI
Видеокарты NVIDIA могут функционировать в трех режимах. Их переключают на панели управления GPU, которую устанавливают при загрузке драйверов. Виды:
- SFR. Система анализирует кадр и по горизонтали разделяет его на столько частей, сколько стоит видеокарт. При этом распределение нагрузки не происходит по принципу 50% на 50%, а зависит от содержания картинки. Если сверху статичное небо, а внизу множество активных предметов, деление будет 60% на 40% или 70% на 30%. Точное соотношение подбирается автоматически.
- AFR. Компьютер ставит кадры в очередь и определяет, в каком порядке видеокарты будут их прорисовывать. Этот метод эффективнее первого, но может вызвать микростеролазание из-за рассинхронизации времени визуализации.
- SLI-сглаживание. Используется для постобработки кадра. По принципу работы похож на SFR.
Совместимость и проблемы режима SLI
Чтобы запустить 2–4 видеокарты вместе, потребуется мост. NVIDIA использует физический разъем, который позволяет устройствам взаимодействовать, не занимая несколько слотов PCI-E. В магазинах продают мосты двух видов. Подробности — в таблице.
Тип | Тактовая частота | Пропускная способность | Рекомендуемое разрешение |
---|---|---|---|
Переходник подключают к материнской плате. После автонастройки компьютер «увидит» одну карту, но производительность увеличится. Однако этот режим не стал популярен среди игроков и тем более майнеров из-за ряда проблем:
- Не увеличивает видеопамять. Если два устройства имеют по 4 ГБ VRAM, вместе не станет 8 ГБ. Память работает в режиме репликации (происходит дублирование данных).
- Вызывает «синий экран смерти». Рост температуры процессора и программные недоработки приводят к сбоям, из-за которых ПК перестает функционировать.
Также пользователь должен учитывать, что для SLI подходят устройства одной линейки (нельзя соединить RTX 3090 и 3080). Если у них различаются объем VRAM и другие параметры, BSoD станет частой проблемой.
Производительность SLI в майнинге
Этот режим не разрабатывали для решения криптографических задач. Он был задуман как способ увеличить FPS без покупки более мощного аппарата, чтобы карты дольше оставались актуальны.
В 2023 году некоторые пользователи продолжают добывать монеты на мощных домашних компьютерах и...
Большинство криптошахтеров размещают оборудование в квартире, из-за чего в ней жарко и постоянно...
На производительность фермы влияют многие факторы: характеристики оборудования, эффективность...
В майнинге нет большой нагрузки на устройства, и не требуется огромная пропускная способность, поэтому GPU подключают к слотам PCI-E 1x. Распределение микрозадач происходит автоматически без особых конфигураций и мостов. Программы для добычи монет распознают карты в SLI по отдельности, из-за чего хешрейт с этим режимом и без него будет одинаковым.
Стоит ли покупать и использовать SLI в майнинге
Если человек не планирует играть в 4К на этом же компьютере, смысла в технологии нет. Майнеры нормально работают без нее. SLI будет избыточен: он увеличит время настройки, траты на оборудования без влияния на хешрейт.
Часто задаваемые вопросы
Да. Ферма будет мощнее и при этом выгоднее. Не придется повторно тратить деньги на процессор, матплату и другие вспомогательные компоненты, если собирать фермы из 2–8 GPU.
Если только майнить в этом режиме, нет. Видеокарты берут на себя основную работу, а процессор загружен максимум на 40–60%.
Да. Однако SLI включать не стоит. Без него графические адаптеры смогут работать над разными задачами: одна майнит, а другая рендерит пиксели.
Устройство продают за 300–1000 рублей.
Чтобы не столкнуться с BSoD и не испортить аппарат, нужно удерживать температуру в пределах 75–80°C.