О регулировании оборота цифровых активов и криптовалют в России
За последние несколько лет в России произошел настоящий бум интереса к криптовалютам. Он вызван как возможностью заработать на инвестициях в этот вид активов, так и ограничениями в банковской сфере, связанными с введениями санкций со стороны иностранных государств.
С вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ЦФА) в Российской Федерации было положено начало правовому регулированию в этой сфере современной экономики.
Разница между ЦФА и цифровыми валютами
Следует различать цифровые финансовые активы и цифровые валюты. Исходя из буквального толкования Закона о ЦФА, цифровыми финансовыми активами являются цифровые права, денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Такие цифровые финансовые активы выпускаются при наличии специального «решения о выпуске» в виде электронных токенов и обращаются в соответствии с законом о ЦФА в информационной системе на основе распределенного реестра (на блокчейне).
Таким образом, выпуск цифровых финансовых активов приравнивается с точки зрения государства к выпуску ценных бумаг. Это подтверждается п.4 ст.1 Закона о ЦФА, он гласит, что выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о ЦФА.
В этой статье мы не будем подробно останавливаться на цифровых финансовых активах. Здесь мы рассмотрим отдельные, наиболее актуальные для рядового пользователя аспекты оборота цифровых валют: вопросы приобретения и использования цифровых валют в России, а также их декларирования и налогообложения.
Сразу следует оговориться, что Закон о ЦФА не содержит термин «криптовалюта». Согласно пункту 3 статье 1 указанного Закона, вместо него используется понятие «цифровая валюта», под которой, в свою очередь, понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций.
Совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, но с одной оговоркой — о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (п. 6 ст. 14 Закона о ЦФА).
Однако следует иметь в виду, что цифровая валюта (криптовалюта) не является законным средством оплаты на территории РФ. В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона о ЦФА, в Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой.
Поскольку под регулирование Закона о ЦФА попадают только цифровые валюты, эмитентами которых выступают резиденты РФ и оборот которых осуществляется с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, все прочие криптовалюты выведены за рамки данного закона.
Пока в ряд отраслевых законов (Федеральный законот 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральныйзаконот 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральныйзаконот 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательство РФ допускает приобретение российскими резидентами цифровых активов, в том числе цифровых валют, эмитентами которых являются зарубежные юридические лица.
Центробанк России активно тестирует электронный вариант рубля. Однако определение цифровых валют...
Рынок криптовалют привлекает все больше участников, в том числе бизнес и институциональных...
В апреле 2023 года Госдума РФ приняла закон о введении в стране третьей формы национальной валюты....
Организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации должны регулироваться в соответствии с федеральными законами, которые все еще находятся в стадии разработки. Позиция Центрального Банка России такова, что под российской цифровой валютой должен пониматься только цифровой рубль, а статус единственного оператора платформы цифрового рубля должен быть у регулятора.
Покупка цифровых валют
Процесс приобретения резидентами РФ зарубежных цифровых валют пока не имеет законодательного регулирования. Однако если рассматривать эту процедуру обобщенно, то она включает в себя следующие основные этапы.
I. Покупка зарубежных цифровых валют через зарубежные платформы (биржи)
Алгоритм:
- Выбор платформы: Резидент выбирает зарубежную платформу, которая соответствует международным стандартам и законам страны регистрации.
- Идентификация: Проходит процедуру идентификации на выбранной платформе в соответствии с требованиями страны, в которой зарегистрирована платформа.
- Покупка: Совершает покупку желаемой цифровой валюты, следуя правилам и условиям платформы.
Следует отметить, что приобретение цифровой валюты российскими юридическими лицами выглядит затруднительным также с точки зрения расчетов за приобретаемую цифровую валюту ввиду многочисленных финансовых ограничений.
II. Декларирование цифровых валют
Порядок декларирования цифровых активов пока не утвержден. В Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий самодекларирование факта владения и использования цифровых валют. Статью 21 Налогового кодекса РФпредлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках.
При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ей распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках.
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту. Она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предлагается ввести ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ей распоряжаться, в соответствующем календарном году. Для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, — в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
В феврале 2021 года законопроект № 1065710-7 был принят в первом чтении, но, очевидно, будет серьезно дорабатываться.
В заключение можно сказать, что покупка цифровых валют резидентами РФ, особенно зарубежных, и операции с ними являются сферой с высокими финансовыми и юридическими рисками, требующей строгого соблюдения законов РФ в области валютного контроля, налогообложения и финансового мониторинга. Несоблюдение этих требований может привести к административным или даже уголовным санкциям. Резидентам РФ настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом или налоговым консультантом, специализирующимся в этой области, для обеспечения полного соответствия всем требованиям перед принятием решения о приобретении таких активов.