Правовое регулирование криптовалюты в России в 2024 году
Потребность введения норм, регулирующих рынок виртуальных активов в Российской Федерации, появилась еще задолго до принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и изменениях в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ). С 2014 по 2020 годы законодательные органы прошли через различные стадии отношения к криптовалюте: от запрета до принятия. В результате в 2020 году Президент РФ подписал закон, впервые вводящий виртуальные активы в правовое поле. Нормативный акт вступил в действие спустя 5 месяцев после его утверждения. Официально датой начала правового регулирования криптовалюты в России считается 1 января 2021 года.
Правовое регулирование криптовалюты в России
Закон о ЦФА дает основные юридические определения и устанавливает правила использования виртуальных средств в РФ. В новом законе регламентированы два вида ресурсов:
- Цифровые финансовые активы (ЦФА), или иначе виртуальные ценные бумаги.
- Виртуальные валюты (под которыми понимаются биткоин и другие альткоины).
Официальный статус криптовалюты
Документ подробно описывает все процедуры, связанные с выпуском, учетом, продвижением и обменом первого вида активов (ЦФА). Однако статус цифровых валют определен неоднозначно. Законодатель, возможно, планирует ввести отдельные нормы, устанавливающие порядок обращения биткоинов и альткоинов. Вопросы правового регулирования виртуальных валют обсуждаются в 3 условных направлениях:
Характер правоотношений | Нерешенные вопросы |
---|---|
Гражданское право |
|
Налоги и финансы |
|
Уголовное право |
|
Определение характера прав на криптовалюты в юридической среде вызывает некоторые вопросы. С одной стороны, цифровые валюты не могут быть предметом имущественных правоотношений, так как последние распространяются только на материальные объекты. С другой — правовой режим интеллектуальной собственности, напрямую связанной с творчеством автора, неприменим в отношении криптоактивов.
Цифровые валюты не могут быть квалифицированы и как деньги. В установленной системе объектов гражданских прав расчетные единицы государства представлены в двух формах:
- Материальные вещи (наличные деньги).
- Права требования к банкам и другим финансовым учреждениям (безналичные расчетные единицы).
Биткоин и альткоины не попадают ни под одну из этих форм, так как по сути представляют собой информацию, которой владеют участники блокчейна. Только пользователь, имеющий доступ к данным, может осуществлять действия внутри сети. Без этих сведений применять криптоактивы невозможно.
Это вызывает вопросы как теоретического, так и практического характера. Суды не имеют единого стандарта для вынесения решений и трактуют правовой статус криптовалют по-разному. Широко распространенным оказался подход, согласно которому цифровые валюты выступают объектами гражданских прав даже без указания на то в нормативном акте.
Во времена стремительного развития цифровой экономики в обществе более остро встает вопрос о...
По данным сайта мониторинга Coingecko, в ноябре 2021 года рынка цифровых монет впервые превысила...
Интерес инвесторов к виртуальным монетам постоянно растет. В связи с этим со стороны государства...
Закон о криптовалюте
Документ практически не фокусирует внимание на монетах и токенах, зато детально рассматривает порядок регулирования сферы цифровых финансовых активов. Согласно приведенному в законе определению, владельцы виртуальных прав имеют 4 способа реализовать их:
- Получение денежных средств.
- Предоставление акций и облигаций.
- Владение долей в капитале непубличных компаний.
- Передача акции или облигации согласно решению об эмиссии ЦФА.
Нет обязательного условия, что виртуальные активы должны быть выпущены с помощью децентрализованных реестров. Законом допускается их размещение, хранение и на других видах информационных ресурсов.
Особенность ЦФА в том, что всегда должна существовать организация-эмитент, ответственная перед покупателями или держателями таких виртуальных прав.
Из 27 статей Закона о ЦФА только одна посвящена исключительно цифровым валютам. Согласно нормативному акту, установлены следующие правила регулирования криптовалюты в России:
- Криптоактивы (не ЦФА) считаются имуществом.
- Операции с биткоином и альткоинами в РФ будут регулироваться отдельно (конкретная дата введения специального закона в действие еще не известна).
- Монеты и токены считаются выпущенными или обмениваемыми в России, если в процессе используются российские объекты информационной инфраструктуры: доменные имена, сетевые адреса и другое.
- Компаниям и физическим лицам нельзя рассчитываться биткоинами и альткоинами и принимать их в качестве оплаты за товары или услуги. Это правило распространяется на всех, кто является налоговым резидентом в России, а также на филиалы, представительства и обособленные подразделения иностранных компаний, работающих в РФ.
- Кроме того, запрещено продвигать информацию о том, что криптовалюты принимаются в счет оплаты за товары и услуги.
- Любые судебные иски, связанные с криптовалютами, подлежат рассмотрению только тогда, когда о владении такими активами и операциях с ними было сообщено налоговым органам. Точная процедура уведомления еще не определена. Этот момент регулирования также можно подвергнуть сомнению. Во-первых, Конституция гарантирует равенство прав перед законом и судом. Это значит, что государство обязано обеспечивать каждому эффективные меры защиты нарушенных прав без дискриминации. Во-вторых, обязательства в сфере налогов возникают и исполняются вне зависимости от других правоотношений. Непредоставление пострадавшим лицом декларации не может лишить его права на судебную защиту.
- Закон о криптовалюте признает существование биткоина и альткоинов, но запрещает их использование в качестве компенсации (законного платежного средства) в России. Тем не менее выпуск и торговля разрешены.
Все эти вопросы предстоит урегулировать в отдельном нормативном акте.
Налог на криптовалюту
На территории России монеты и токены признаются имуществом. Это значит, что биткоин и альткоины официально могут быть предметом сделок. Если трейдер получает доход от продажи монет и токенов за фиатные деньги, согласно российскому праву, он должен включить его в налогооблагаемую базу.
Однако официально законодательство РФ позволяет регулирующим органам взимать 13% в качестве налога на прибыль, полученную от инвестиций в рынок криптоактивов. А если доход превысит 5 млн рублей, применяется ставка 15%. Специальные правила налогообложения операций с виртуальными валютами не установлены, поэтому декларирование производится в общем порядке.
Ответственность за нарушение законодательства
В силу отсутствия регулирующих норм в сфере криптовалюты, специальные меры взыскания за неправомерные действия с цифровыми активами не предусмотрены. Однако нарушители могут понести административную и уголовную ответственность, установленную в области налогового и финансового права:
- Широкое распространение монет и токенов на черном рынке привело к тому, что с этим явлением стали бороться в рамках противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Статьей 147 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за легализацию доходов, полученных преступных путем.
- В сфере налогового законодательства предусмотрен штраф за неуплату обязательных отчислений в пользу государства, взимаемых за доходы и декларирование имущества.
Кроме того, специальным нормативным актом допускается блокировка сайтов, которые содержат запрещенную к распространению информацию. Законодательство до официального введения правового регулирования криптовалюты в России не ограничивало популяризацию сведений о монетах и токенах. Однако это не мешало прокуратуре использовать блокировку виртуальных площадок, чтобы воспрепятствовать обороту цифровых активов в России.
Одним из знаковых судебных процессов подобного характера стало дело сайта Bitcoininfo, заблокированного в 2017 году за распространение информации о денежном суррогате — монете Bitcoin.
Реальные примеры из практики
В России было немного судебных процессов, связанных с виртуальными активами. Официально регулирование криптовалюты началось только в январе 2021 года. До этого момента суды полагались исключительно на правоприменительную практику.
Чаще всего такие споры о цифровых валютах заканчивались отказами в удовлетворении требования, так как невозможно отождествить владельца кошелька с участником процесса.
Похожее дело было рассмотрено в Тюменской области, когда пользователь перевел на карточку продавца деньги в ожидании получить криптовалюты. Однако этого не произошло. Истец заявил в суд о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения. Последний не смог доказать, что добросовестно произвел обмен, в результате чего суд взыскал с него сумму требований.
Есть 2 ключевых вопроса, ответы на которые определяют успешный исход дела:
- Можно ли принимать баланс анонимного интернет-кошелька в качестве подтверждения перевода монет и токенов.
- На какую из сторон ложится бремя доказывания передачи цифровых валют.
Решением последнего может служить фиксирование в договоре тождественности адресов и их владельцев.
Часто задаваемые вопросы
Прямого запрета на разработку собственной монеты или токена в нормативно-правовой базе РФ нет.
Стоимость цифровых активов зависит от спроса и предложения на мировом рынке. Существует маленькая вероятность того, что подобный запрет может повлиять на изменение этих факторов.
В целях борьбы с коррупцией закон содержит нормы о запрете для некоторых категорий должностных лиц владеть криптовалютой. Кроме того, чиновники обязаны декларировать принадлежащие им иные цифровые финансовые активы.
Расчеты за товары или услуги монетами и токенами в РФ запрещены. Если человек планирует совершить криптовалютный перевод, он должен заранее зафиксировать в договоре адрес кошелька и имя его владельца.
На введение в действие Закона о ЦФА ушло около 3 лет. Сложно определить срок, необходимый для принятия нового закона о виртуальных валютах.
Юридическое сопровождение проектов, связанных с криптовалютами и блокчейн технологиями
Получить бесплатную консультацию