Эксперт объяснил причины обвала криптовалютного рынка 5 февраля 2026 года
Резкое падение курса биткоина (BTC) 5 февраля было вызвано не внутренними проблемами крипторынка, а процессами в традиционных финансовых рынках, заявил CIO ProCap и советник Bitwise Джефф Парк. По его словам, по мере появления новых данных становится ясно, что ключевую роль сыграли биткоин-ETF на фоне одного из самых напряженных дней для глобальных рынков капитала.
В частности, фонд IBIT зафиксировал рекордный торговый оборот свыше $10 млрд, что более чем в 2 раза превысило предыдущий максимум. Одновременно с этим отмечен исторический объем торгов опционами, причем активность была смещена в сторону путов, а не коллов.
Дополнительным сигналом Парк назвал аномально высокую корреляцию IBIT с акциями технологических и софтверных компаний, а также с другими рисковыми активами. По данным прайм-брокерского подразделения Goldman Sachs, 4 февраля стало одним из худших дней в истории для мультистратегических фондов, с z-score на уровне 3,5. Вероятность подобного события оценивается всего в 0,05%, что делает его в 10 раз реже классического 3-сигма шока. В таких условиях риск-менеджеры, как правило, требуют немедленного и безразборного сокращения позиций. Именно это, по мнению эксперта, и подготовило почву для масштабной распродажи 5 февраля.
«Логично было бы ожидать крупных оттоков капитала из ETF на биткоин, однако фактические данные оказались противоположными. Исторически при падении цены на 5%–6%, IBIT уже показывал оттоки на уровне $370 млн–$530 млн. В текущей ситуации рынок мог закладывать $500 млн или даже $1 млрд чистых выводов. Вместо этого IBIT зафиксировал создание около 6 млн новых паев, что добавило более $230 млн к активам под управлением, а совокупный приток по ETF-сегменту превысил $300 млн», — рассказал Парк.
По мнению специалиста, это означает, что распродажа была вызвана в основном действиями так называемого paper money complex — дилеров и маркетмейкеров, работающих с хеджированными и квазинейтральными стратегиями. Речь идет не о массовом уходе инвесторов из биткоина, а о вынужденном снижении плеча в мультиактивных портфелях. В этих стратегиях BTC часто присутствует в виде basis trade, относительных сделок против криптоакций или других конструкций с формально нейтральной дельтой. Когда корреляции между рисковыми активами резко выросли, эти позиции начали закрываться одновременно.
Ключевым техническим фактором Парк называет эффект короткой гаммы. Во время агрессивного дерискинга дилеры были вынуждены продавать IBIT для хеджирования, при этом создавая новую инвентарную позицию, а не просто поглощая оттоки. Это и объясняет, почему масштабная распродажа по цене не привела к сопоставимым чистым выводам средств. Дополнительное давление мог оказать рынок структурных продуктов с барьерными условиями, где пробой уровней запускает лавинообразные продажи базового актива.
Косвенным подтверждением этой версии эксперт считает резкий скачок базиса CME. До 5 февраля доходность ближнего basis trade находилась около 3,3%, но уже 6 февраля выросла до 9%, что стало одним из самых резких движений с момента запуска ETF. Это указывает на принудительное закрытие позиций крупными мультистратегическими игроками и последующее восстановление интереса на более высоких уровнях. Одновременно открытый интерес на Binance сократился, что говорит о том, что основная часть делевериджа пришлась на крипто-нативных участников и короткую гамму. В итоге, по мнению Джеффа Парка, события 5 и 6 февраля стали следствием дерискинга в традиционных финансах, а не продолжением предыдущих кризисных эпизодов. Биткоин оказался встроен в сложную систему глобальных рынков капитала, где внешние шоки способны вызывать резкие, но краткосрочные движения.