Начиная с 2017 года в обращениях к поисковым сервисам часто встречаются запросы наподобие «ICO простыми словами», «Что такое айсио и краудсейл». Подобный ажиотаж вызван популярностью темы криптовалюты, ее влиянием на финансовый мир и желанием получить прибыль. Одно из главных понятий в сфере цифровых монет — это Initial Coin Offering, или первичное предложение монет. Определение ICO Айсио — это способ сбора денег для проектов, основанных на технологии блокчейн. В качестве инвестиционных средств часто применяют стабильные, имеющие большую активы. Первоначально это был биткоин, а затем популярность набрал и эфириум. Как происходит Описывая первичное размещение монет в упрощенной форме, можно представить его следующим образом: Запуск проекта. Начальная стадия, на которой собирается команда стартапа (программисты, администраторы, финансисты и рекламщики), на форумах и специальных площадках проводится презентация основной идеи. В это время проходят посевные раунды с первичным привлечением средств на развитие идеи. Presale. Закрытая распродажа для якорных инвесторов и бизнес-ангелов. На этом этапе происходит сбор стартового капитала для разработки продукта. Рекламная подготовка. Заключается в бесплатной раздаче монет в виде баунти и дропов за выполнение простых действий в соцсетях, на сайтах и в мессенджерах. Собственно этап краудсейла. Монеты продаются всем желающим пользователям. Причины проведения Если изучить предпосылки проведения ICO криптовалют, то повод для запуска первичного распределения монет только один — сбор денег для проекта, использующего технологии блокчейна. Остальные причины только поясняют и дополняют основную. Встречаются случаи незаконной инициации сбора средств, когда люди изначально не собираются ничего развивать, внедрять и продвигать. Целью таких фейковых проектов являются только деньги и получение прибыли за счет обмана пользователей. Отличия от IPO и IEO На взгляд непрофессионала, понятия IPO, ICO и IEO кажутся близкими друг другу по своему смыслу. Но общее между ними только одно — они нужны для сбора денег на развитие проекта. Регулирование В 2021 году эксперты и специалисты финансового рынка во многих странах чаще стали высказывать мнения о необходимости законодательного сопровождения всех процессов, связанных с выпуском криптовалюты, проведением ICO или торговлей токенами. Сейчас популярны 2 точки зрения: Вмешиваться в процессы на рынке цифровых монет не позволительно ни одной государственной структуре. Криптовалюта потому и стала такой востребованной, что соблюдались принципы анонимности и децентрализации. С законодательными актами, регулирующими процедуру ICO, цифровые деньги быстрее интегрируются в мировую финансовую систему в качестве равноценного платежного средства. Механизмы будут предотвращать акты мошенничества, количество которых постоянно растет. В большинстве стран решение этих вопросов никак не реализовано. Отдельные государства предпринимают попытки наладить законодательную базу для организации торговли цифровыми активами: Швейцария. Действие законов о торговле ценными бумагами на токены не распространяется, хотя последние к ним приравнены. Компании, которые занимаются криптовалютными проектами, не требуют регистрации и лицензирования. США. Четыре года назад Комиссия по ценным бумагам и биржам SEC заявила, что некоторые токены, участвующие в Initial Coin Offering, могут быть приравнены к акциям. Они должны регулироваться аналогичными законами. При том что торговля токенами практически не контролируется. Китай. Проведение ICO, торговля цифровыми активами категорически запрещены государством. История появления Первый раз Initial Coin Offering был проведен летом 2013 года. Основные идеи и принципы сформулировал американский разработчик Джей Уиллет. Он предложил заинтересованным инвесторам приобрести за биткоин определенное количество своих монет. Проект назывался Mastercoin (впоследствии переименован в Omni Layer). Его цель — разработать специальную «надстройку» над блокчейном биткоина. Такая платформа позволила бы проводить сложные финансовые операции. За 1 месяц токенсейл собрал 4700 биткоинов. С учетом курса того времени это составляло около полумиллиона долларов. Правда, уже в ноябре цена монет BTC существенно выросла, а собранная сумма превратилась в $5 млн. Через год капитализация криптовалюты мастеркоин превышала $35 млн, и она занимала 7 строчку в рейтинге по этому критерию. Следующим событием, существенно повлиявшим на популярность понятий криптовалюта и ICO, стал краудсейл Ethereum, который в июле 2014 года организовал Виталик Бутерин. Удалось собрать 31,6 тыс. биткоинов, что было эквивалентно $18,5 млн. Этапы проведения Initial coin offering проходит в несколько раундов. В зависимости от конкретного проекта могут различаться небольшие нюансы, но в целом последовательность действий сохраняется. Private Sale Сначала идет этап подготовки. В это время создаются, а затем публикуются White Paper, дорожная карта проекта. Оформляется площадка для презентаций (собственный сайт или специальная интернет-платформа). Во время частной распродажи организаторы стремятся привлечь «эталонных» инвесторов. Это специалисты, чье мнение ценится в криптовалютном сообществе. Их называют бизнес-ангелами и якорными инвесторами. Цена токенов на данном этапе минимальная, что потенциально позволяет рассчитывать на высокую прибыль при выходе монеты на биржи. Но попасть на Private Sale могут далеко не все. В основном доступ получают институциональные инвесторы. Pre-Sale Этап можно назвать рекламным. Помимо самой эмиссии токенов, главные события в это время проходят в информационном поле. Активно изучается спрос, проводятся рекламные акции. Цена на токены, предлагаемые на этапе пресейла, хоть и выше, чем во время приватного раунда, но ниже, чем на публичном краудсейле. CrowdSale Основной этап ICO. Он характеризуется большой активностью в социальных сетях, максимальным освещением события, а также реализацией основного объема цифровых монет. Если выпуск был ограниченным, то продаются все. Со стартом токенсейла закрываются бонусные проекты, включая . Остаются только баунти (раздачи за написание обзоров, комментарии на форумах), поскольку единственная цель этой программы — распространение информации в общественных источниках. Монеты, которые были выкуплены, обычно перечисляются на кошельки участников сразу. Коины, полученные в результате бесплатной раздачи (аирдропа) или баунти, будут разосланы только по завершении размещения на бирже. Заработок на ICO При разнообразии криптопроектов, проводящих первичное размещение токенов, вариантов получения прибыли на этом процессе не так и много. Используются одинаковые схемы, наработки. Между собой способы заработка на криптовалюте отличаются объемами вложенных денег, временными рамками и разной степенью риска остаться без капитала. В список входят: Участие на ранних стадиях предложения коинов (этапы Private Sale и Pre-Sale). Это самый прибыльный способ. Скидки порой достигают 70% и более по сравнению с основными раундами. Участники могут зафиксировать прибыль сразу после айсио при выходе на биржу. AirDrop. Суть в том, что часть токенов команда стартапа раздает бесплатно. Деньги небольшие, но и риска нет. При этом не нужно выполнять сложные действия. Стейкинг. Это тип заработка относится к пассивным. Он будет работать только в том случае, если криптовалюта использует протокол PoS (Proof-of-Stake). Получать периодически проценты можно, если купить на платформе определенное количество токенов и хранить их на официальном кошельке. Создание собственного проекта. Самый сложный способ для заработка на Initial Coin Offering. В одиночку с этим не справиться. Нужна команда единомышленников и профессионалов. Кроме того, потребуются деньги на предварительные расходы. Главное — нужна жизнеспособная идея, которая понравится людям, и они захотят стать инвесторами стартапа. Выгоды от инвестиций Реальных примеров людей, получивших прирост в 1000% и больше после скачков цен на эфириум и биткоин, много. Позже, начиная с 2015 года, было проведено немало успешных краудсейлов. Люди, принявшие в них участие, получили приличные деньги. Если искать, как увеличить прибыль на инвестпроектах, видно, что крипта и ICO — это хорошая возможность заработать, несмотря на высокие риски. Основная проблема — сбор информации и ее анализ. Мало иметь необходимую сумму для инвестирования в криптовалюту. Нужно точно представлять себе, на каком этапе и в какой проект можно вносить деньги. Риски при инвестициях Рассматривая вложения в криптовалюту, финансовые риски можно сгруппировать так: Связанные с недостаточной или некорректной аналитикой. Из-за неопытности, слабых знаний о криптовалютном рынке инвесторы могут сделать неверные выводы о возможных перспективах конкретного айсио. Только 30% стартовавших проектов были завершены и принесли прибыль своим клиентам. Рыночные риски. Из-за высокой волатильности криптовалют сложно предсказать, как изменится их курс в течение времени. Мошенническая деятельность. В эту группу риска можно включить как действия организаторов ICO (которые сразу задумывали аферу ради выманивания денег), так и атаки хакеров, взламывающих программное обеспечение проекта и похищающих финансовые активы. Даже если стартап не планировался как мошеннический, но из-за форс-мажора не достигнул результата, вкладчики редко получают свои деньги обратно (включая минимальную компенсацию). Модели продаж токенов Модели дистрибуции виртуальных монет: Фиксированная распродажа токенов. Наиболее частый вариант, при котором количество токенов и их цена — величина известная и постоянная. Особенности распределения монет между инсайдерами указаны в белой бумаге. Если по завершении токенсейла софткап (минимальная сумма для проекта) не наберется, то все финансы будут возвращены вкладчикам. Нефиксированная распродажа токенов. У этой модели нет лимитов как на количество покупателей, так и на конечную сумму. Цена 1 монеты в процессе распределения неизвестна и определяется только по окончании краудсейла. Фиксированный аукцион. Метод подразумевает прописанный лимит финансирования. Инвесторы сами определяют цену одного токена (рыночный механизм). Количество реализованных монет зависит от хардкапа. Это значит, если люди начнут покупать их по высокой цене, то при достижении лимита будет продано меньше, чем если бы рыночная стоимость токена оказалась ниже. Нефиксированный аукцион. Основное отличие от предыдущего пункта — количество токенов для распределения ограничено, а лимит на собранную сумму отсутствует. Очередность покупателей определяется наибольшей предложенной ценой. Гибридная модель. Общее название вариантов дистрибуции токенов, которые соединяют в себе разные качества основных способов. Как выбрать успешный проект Прежде чем начать выбирать айсио для инвестирования денег, нужно четко осознать, что от потери вложенных средств никто не застрахован. Не существует специальной анкеты для криптовалюты и ICO, заполнив которую можно со 100% уверенностью определить вероятность провала или выигрыша. Но и действовать наугад не стоит. Критериев, по которым подбирают краудсейл, не так уж и много: Актуальность главной идеи. Изучение основных документов: дорожной карты и белой бумаги. Выбор платформы для проекта. Проверка репутации организаторов. Изучение рецензий оппонентов. Оценить их значимость и первостепенность — задача уже для специалиста. Платформы для поиска Помочь с поиском перспективного краудсейла могут отдельные интернет-сервисы, на которых собрана полная информация о проходящих айсио. Некоторые сайты кроме сведений дают аналитическую оценку токенсейлам и вероятности получения высокой прибыли: Актуальность главной идеи. Изучение основных документов: дорожной карты и белой бумаги. Выбор платформы для проекта. Проверка репутации организаторов. Изучение рецензий оппонентов. Успешные и провальные примеры популярных проектов За 8 лет существования первичного предложения монет было запущено несколько тысяч проектов. Часть из них успешно завершены, другие прогорели. Были такие, которые вначале показывали хорошие результаты (принесли инвесторам большие дивиденды), но впоследствии темп развития упал — проекты зачахли. Примеры айсио: успешные и провальные Как провести свое ICO Каждый случай запуска айсио — самостоятельное действие. Но если выделить только обязательные элементы, то их окажется не так и много: Формулировка и обоснование основной идеи, расчет бюджета и формирование команды проекта. Первичное предложение монет можно запускать для бизнеса любой направленности. Надо очертить круг задач, которые будет решать проект. Необходимо определить функцию токена (поощрение, оплата действий, расчет за товары и услуги). Написание основного документа компании — белой бумаги (whitepaper). К этому этапу стоит подойти ответственно, именно его будут изучать вкладчики. От качества вайтпапер зависит решение об инвестировании денег в проект. Выбор платформы и разработка токена. Для выпуска монеты можно создать блокчейн платформу с нуля. Правда, это сложно и довольно затратно. Но если целью будет просто токенизация внутренних расчетов и привлечение инвесторов, то можно воспользоваться уже существующими протоколами для создания . Что и делают более 90% компаний. Тут советы не нужны. Только от проекта зависит, что подойдет лучше. Регистрация фирмы. Для оформления компании предпочтительно выбрать страну, где законодательство наиболее лояльно к криптотехнологиям на основе блокчейна (Япония, Швейцария, Сингапур, Эстония). Для проведения первичного размещения подойдут государства с офшорной юрисдикцией. ICO и PR. Непосредственное описание проведения приведено выше. Листинг и выход на биржи. Часто задаваемые вопросы